Николай Станиславович как совершенствуются функции ФАС в области контроля и надзора?

24 декабря 2017, 16:00

Вы понимаете, мы все время отбиваемся от такой темы как «давление антимонопольных органов», «избыточный контроль» с нашей собственной стороны. Контрольно-надзорные органы все время критикуют за то, что они приходят и контролируют. Для того, чтобы избежать этой критики, сейчас у нас работает целая правительственная программа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.

 Мы участвуем в этой программе и для себя определили в чем будет заключаться рискоориентированный подход. Выделили по степени риска разные отрасли. Естественно, что с отраслевой точки зрения, самые серьезные риски нарушения антимонопольного законодательства кроются в сфере естественных монополий. В инфраструктурных отраслях традиционно возбуждается очень много дел, и последствия для смежных отраслей там очень серьезные. И ущерб экономике может быть нанесен огромный.

С функциональной точки зрения, основной профиль риска – это цены в регулируемых отраслях и, во-вторых, это картели, то есть горизонтальные соглашения участников рынка.

Еще один аспект движения к такому предупредительному контролю и системному изменению контрольно-надзорных функций, это введение в последние годы в антимонопольное законодательство и активное применение системы предупреждений и предостережений. То есть до того, как поймать нарушителя, возбудить и рассмотреть дело, и оштрафовать его, мы пишем ему бумагу, в которой говорим: «Мы считаем, что здесь, здесь и здесь вы нарушаете законодательство. Будьте добры, в течение двух недель или месяца исправьте это нарушение». Если он исправляет нарушение, приходит к нам и доказывает, что все сделал правильно, то мы не возбуждаем дела и к ответственности его не привлекаем.

Эта мера привела к тому, что только за последний год количество дел о нарушении антимонопольного законодательства в снизилось в два раза. В два раза. Потому что во многих случаях по многим составам нарушения мы обязаны в соответствии с законом сначала выдать предупреждение, а потом, если оно не исполнено, уже наказывать нарушителя, а 80% наших предупреждений исполняются. То есть люди понимают прекрасно, что они допустили нарушение, что им лучше избежать колоссальных рисков, избежать прямых денежных и репутационных потерь. И они соглашаются с тем, что они что-то нарушили, им надо исправиться, следуют рекомендациям антимонопольного органа и делают это быстро. Соответственно, возможный вред для общества в данном случае минимизировался, а скорость исправления ситуации на рынке возросла в несколько раз. Таким образом, наша контрольно-надзорная деятельность совершенствуется.

Наверх