Доклад к Публичному обсуждению результатов правоприменительной практики Астраханского УФАС России за II квартал 2018 года по антимонопольному законодательству
03 июня 2018, 00:00
Тип документа:
Доклады

Астраханское УФАС России

Двенадцатый Арбитражный суд отказал ГП АО Пассажирское автотранспортное предприятие №3 в признании незаконным отказа Астраханского УФАС России в согласовании расчета стоимости услуг автовокзалов.

Напомним историю дела.

По результатам рассмотрения антимонопольным органом дела № 07-К-03-15, было вынесено решение от 22.07.2015 года, которым Государственное предприятие Астраханской области «Пассажирское автотранспортное пассажирское предприятие №3» выдано предписание представить в адрес Астраханского УФАС России на согласование расчеты стоимости услуг автовокзалов (пассажирских автостанций) для хозяйствующих субъектов

ГП АО «ПАТП №3» в рамках исполнения указанного предписания направило в Астраханское УФАС России расчеты стоимости услуг автовокзалов и пассажирских автостанций, а также дополнительные документы.

Астраханское УФАС России письмом №03/652-И от 03.02.2017 отказало в согласовании представленных ГП АО «ПАТП №3» расчетов стоимости услуг автовокзалов и пассажирских автостанций на том основании, что предприятием был установлен только за комплексную услугу автовокзала, что может привести к навязыванию перевозчикам услуг, в которых он не заинтересован.

Не согласившись с указанным отказом Астраханского УФАС России, ГП АО «ПАТП №3» обратилось в арбитражный суд с вышеизложенными требованиями.

Решением Арбитражного суда Астраханской области требования Предприятия были удовлетворены.

Однако суд апелляционной инстанции посчитал обоснованными действия Астраханского УФАС России и отменил решение суда первой инстанции.

 

В отчетный период Астраханское УФАС России рассмотрело 3 дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «МРСК Юга».

 

Предприниматель «С» обратился в Астраханское УФАС России с жалобой на действия ПАО МРСК Юга по составлению акта о безучетном потреблении электрической энергии.

В силу пункта 193 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 потребитель должен присутствовать при составлении акта о неучтенном потреблении, вправе представить объяснения относительно выявленного факта, замечания к составленному акту. Отказ от подписания потребителем акта, а равно отказ потребителя от присутствия при составлении акта, должен быть зафиксирован с указанием причин такого отказа в акте о неучтенном потреблении, составленном в присутствии двух незаинтересованных лиц.

Однако 16.11.2017 г. в отсутствие индивидуального предпринимателя «С», его представителя или двух незаинтересованных лиц представителями филиала ПАО «МРСК Юга» - «Астраханьэнерго» был составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии, выразившемся в срабатывании "антимагнитной пломбы" путем воздействия на прибор учета.

ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» направило предпринимателю счет на оплату активной электроэнергии по акту о неучтеном потреблении электрической энергии на сумму 679 тыс. рублей.

В ходе рассмотрения дела ответчик не доказал, что акт составлен в присутствии представителя предпринимателя, полномочия которого явствовали из обстановки, в которой он действовал (пункт 1 статьи 182 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В спорном акте указано, что безучетное потребление допущено «Путем воздействия на прибор учета сильного магнитного поля/сработала антимагнитная пломба целью искажения фактического потребления электрической энергии». При этом объяснения потребителя о причинах такого воздействия отсутствуют. Акт не содержит сведений о о первоначальном состоянии самой пломбы, о том, каким образом произошло срабатывание "антимагнитной пломбы", силе магнитного воздействия (в том числе минимальной), которая могла повлиять на срабатывание "антимагнитной пломбы".

При этом на сайте производителя пломбы указано, что индикатор магнитного поля реагирует на любые источники постоянного магнитного поля, поднесенные на расстояние ближе 10 см., которыми могут быть магниты, в т.ч. находящиеся в громкоговорителях телефонов, телевизоров, акустических колонок и т.п., а также любые металлические предметы (отвертки, плоскогубцы, кусачки, канцелярские ножи, ножницы и т.д.), которые ранее соприкасались с магнитами и в результате чего они сами могли стать источниками магнитного поля.

Сам предмет воздействия - магнит или иной излучатель магнитного поля - не обнаружен.

Количество потребленной предпринимателем электроэнергии по сравнению с предыдущими месяцами не изменилось.

Таким образом, не имеется достаточных доказательств того факта, что запись в акте «сработала антимагнитная пломба» достоверно подтверждает именно вмешательство в работу электросчетчика, повлекшее искажение его показаний.

Акт составлен истцом с нарушением пункта 152 Основных положений в одностороннем порядке без участия представителя заявителя, не содержит сведений о способе осуществления выявленного нарушения, об описании приборов учета на момент составления акта, о дате предыдущей проверки, об объяснениях потребителя или лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, по выявленному факту, доказательств отказа лица, осуществляющего бездоговорное потребление электрической энергии, от подписания составленного акта о неучтенном потреблении электрической энергии, а равно его отказа от присутствия при составлении акта, ответчиком не представлено, что лишает его доказательственной силы и влечет невозможность применения способа определения объема потребленной покупателем электроэнергии, предусмотренного договором энергоснабжения.

Решением комиссии от 17.04.2018 года действия ПАО «МРСК Юга», выразившиеся в направлении ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акта о безучётном потреблении электрической энергии признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПАО «МРСК Юга» выдано предписание об отзыве акта о безучётном потреблении электрической энергии.

ПАО «МРСК Юга» не согласилось с указанным решением и предписанием и обжаловало их в Арбитражном суде Астраханской области. Дело находится в стадии судебного обжалования.

 

 

В Астраханское УФАС России поступила жалоба индивидуального предпринимателя «М» о нарушении ПАО «МРСК Юга» антимонопольного законодательства.

При рассмотрен6ии жалобы было установлено, что в отношении точки поставки индивидуального предпринимателя представителями ПАО "МРСК Юга" была проведена проверка учета электрической энергии, в результате которой было выявлено истечение срока межинтервальной проверки трансформаторов тока, в связи с чем был составлен акт о неучтенном потреблении энергии.

На основании акта о неучтенном потреблении электроэнергии сетевой компанией был произведен расчет объема безучетно потребленной электрической энергии за 365 дней за период с 01.12.2016 по 01.12.2017.

На основании указанного акта гарантирующим поставщиком за указанный период был произведен расчет платы по данному акту на сумму 2 504 тыс. руб.

Вместе с тем согласно абзацу 3 пункта 195 Основных положений функционирования розничных рынков электроэнергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. № 442 объем безучетного потребления электрической энергии (мощности) должен определяться с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета до даты выявления факта безучетного потребления электрической энергии (мощности) и составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.

В акте о неучтенном потреблении электроэнергии № 004838 от 01.12.2017 указано, что предыдущая проверка проводилась 20.10.2017г.

Таким образом, начальной датой, с которой должен был начисляться объем безучетного потребления электрической энергии (мощности), в рассматриваемом случае является 20.10.2017г.

Из изложенного следует вывод о том, что ПАО «МРСК Юга» существенно завысило объем безучетно потребленной предпринимателем электрической энергии.

Решением комиссии Астраханского УФАС России от 10.05.2018 действия Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга», совершенные на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ПАО «МРСК Юга» в Астраханской области, выразившиеся в нарушении порядка определения объёма безучетного потребления электрической энергии предпринимателем, указанного в расчёте к акту о безучётном потреблении электрической энергии, признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ПАО «МРСК Юга» выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в нарушении порядка расчёта объёма безучётного потребления электрической энергии, указанного в расчёте к акту о безучётном потреблении электрической энергии, с требованием, в течение 10 дней с момента получения настоящего предписания отозвать расчёт безучётного потребления электрической энергии к акту о безучётном потреблении электрической энергии.

Предписание исполнено в сорок. В отношении ПАО «МРСК Юга» и его должностного лица возбуждено дело об административном правонарушении.

 

 

В отношении точки поставки ООО ПКФ «Сива», представителями ПАО "МРСК Юга" была проведена проверка учета электрической энергии, в результате которой был выявлен факт механического воздействия на пломбы госповерителя, в связи с чем был составлен акт о неучтенном потреблении энергии.

На основании указанного акта гарантирующим поставщиком был произведен расчет платы по данному акту на сумму 910 220 руб. 85 коп.

ООО ПКФ «Сива» посчитало неправомерным составление данного акта и направило жалобу на действия ПАО «МРСК Юга» в Астраханское УФАС России.

Приказом руководителя Астраханского УФАС России от 31.10.2017 №126-п было возбуждено дело по признакам нарушения сетевой организацией Публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Комиссия Астраханского УФАС России, оценив представленные в материалы дела доказательства (акт, фотоматериалы), пришла к выводу о невозможности достоверно установить, имело ли место фактическое механическое повреждение пломб госповерителя на приборе учёта, имело ли место вскрытие пломб и последующее их восстановление на месте установки и, соответственно, имела ли место возможность вскрытия прибора учёта и воздействия на его счётный механизм.

Таким образом, акт о безучётном потреблении электрической энергии не может являться надлежащим доказательством безучётного потребления электрической энергии ООО ПКФ «Сива». Кроме того, ПАО «МРСК Юга» не представило Комиссии иных доказательств снижения объема потребляемой ответчиком энергии.

Решением Комиссии Астраханского УФАС России от 28.05.2018 действия Публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга», совершенные на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах территории, охваченной присоединенной сетью ПАО «МРСК Юга» в Астраханской области, выразившиеся в направлении в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акта о безучетном потреблении электрической энергии №004683 от 27.07.2016, результатом чего может явиться ущемление интересов ООО ПКФ «Сива», признаны нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Публичному акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга» выдано предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства с требованием отозвать ранее направленный в ПАО «Астраханская энергосбытовая компания» акт о безучетном потреблении электрической энергии.

Предписание находится в стадии исполнения.

 

В отчетном периоде Астраханским УФАС России было рассмотрено заявление Службы по тарифам Астраханской области о нарушении антимонопольного законодательства МКУ «Управление ЖКХ» и ООО УК «Теплоэнергосервис» при заключении договора аренды муниципального имущества, предназначеного для производства тепловой энергии от 24.01.2017 №4-А без проведения торгов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17.1 Федерального закона о защите конкуренции от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (далее Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество государственным и муниципальным учреждениям.

Таким образом, договор аренды № 4-А от 24.01.2017, заключенный между МКУ «Управление ЖКХ» и ООО УК «Теплоэнергосервис» без проведения конкурса, содержит признаки нарушения ч. 4 ст. 11 Закона о защите конкуренции и может привести к ограничению конкуренции.

На основании изложенного, Управлением возбуждено дело по признакам нарушения Муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно коммунального хозяйства» и Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Теплоэнергосервис» части 4 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Дело находится в стадии рассмотрения.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке продолжает оставаться одним из самых общественно опасных деяний. Во втором квартале 2018 года за злоупотребление доминирующим положением Управлением на монополистов наложено штрафов на сумму 31, 5 млн. руб.

 

 

 

Вопрос:

Чем вызвано резкое повышение цен на бензин в Астраханской области и какие меры принимает антимонопольное Управление?

 

Ответ:

За прошедший 2017 год цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 9,53%, Аи-95 на 7,20%, на дизельное топливо летнее на 5,47% и на авиационный керосин на 18,22%. В то время как в 2016 году цены на нефтепродукты существенно отставали от темпов инфляции. За прошедшие три года можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах соответствует уровню инфляции.

Наименование нефтепродукта

Средний показатель изменений цены за три года

В оптовом сегменте

ИПЦ

В розничном сегменте

Бензин автомобильный марки АИ-92

5,38%

6,87%

5,43%

Бензин автомобильный марки АИ-95

4,69%

5,11%

Дизельное топливо

6,46%

5,46%

 

Эта ситуация является характерной для последних пяти лет. По данным Росстата рост розничных цен начиная с декабря 2013 г. на автомобильный бензин Аи-92 составил 30,43%, Аи-95 – 26,82%, дизельное топливо – 24,34%. При этом индекс потребительских цен вырос на 37,07%.

Ситуация 2018 года более сложная. За период с 31.12.17 по 14.05.18 по данным Росстата цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 3,5%, Аи-95 на 3,4%, на дизельное топливо летнее на 4,17% при росте инфляции на 1,2%.

За период с 09.01.2018 по 21.05.2018 цена на автомобильные бензины в опте превысила цены в рознице по автомобильным бензинам и по дизельному топливу. Биржевая торговля позволяет удерживать цены уровне, ниже чем на сопоставимых зарубежных рынках. По состоянию на 18.05.2018 цены на автомобильный бензин на внутреннем рынке ниже цен экспортного паритета на 10,2%, на дизельное топливо летнее ниже на 9,7%, на авиационный керосин на 8,6%.

Но основными причинами роста цен являются фискальная политика государства, снижение нефтяными компаниями предложений на биржевых торгах моторных топлив, проведение нефтяными компаниями внеплановых ремонтов НПЗ и рост мировых цен на нефть. Большое влияние оказывают налоги – составляющая налогов в конечной цене каждого проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60%.

Рост акциза на автомобильный бензин с 2015 года по 2018 год составил 102,77%, дизельное топливо – 122,17%.

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России предпринимаются соответствующие меры, в том числе:

в феврале 2018 года в адрес крупных нефтяных компаний направлены предупреждения о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей;

в марте 2018 года в адрес ОАО «Сургутнефтегаз» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ОАО «Сургутнефтегаз» В.Л. Богданову о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

в апреле 2018 года:

в адрес ОАО «Сургутнефтегаз», АО «ФортеИнвест» и ОАО «ТАИФ-НК» направлены письма об исполнении правил поведения на организованных торгах, а также о неисполнении взятых на себя обязательств в рамках заключенных соглашений между ними и Ростехнадзор, Росстандарт и ФАС России. Кроме того, в апреле 2018 года было выдано предупреждение в адрес ПАО «НК «Роснефть» о прекращении действий, выразившихся в создании дискриминационных условий и ущемлении интересов потребителей.

в адрес ООО НА «АТР» направлено информационное письмо о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов в Российской Федерации и выдано предостережение Генеральному директору ООО НА «АТР» М.Б. Турукалову о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства;

в середине апреля Минюстом России зарегистрированы изменения в Совместный приказ, согласно которым при расчете ликвидных индикаторов цен не будут учитываться сделки, заключенные внутри группы лиц компаний и компаниями, являющимися производителями соответствующих видов нефтепродуктов.

в мае 2018 года:

разработан проект внесения изменений в Совместный приказ в части увеличения минимальных нормативов биржевых продаж нефтепродуктов, установленных Совместным приказом в отношении автомобильных бензинов до 15% от объема производства (в настоящее время 10%), а в отношении дизельного топлива до 7,5% от объема производства (в настоящее время 5%). Приказ проходит публичное обсуждение на сайте regulation.gov.ru;

ФАС России проведены индивидуальные совещания с нефтяными компаниями о текущей ситуации на рынке нефтепродуктов, включая ценовую ситуацию;

направлены письма-рекомендации в ПАО «НК «Роснефть», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Сургутнефтегаз» об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом;

начиная с 21.05.2018 на СПбМТСБ не регистрируется заявки при отклонении цены этой заявки, подаваемой Участником торгов, от текущей рыночной цены в ходе торговой сессии более чем на 1% в сторону увеличения.

направлены письма в крупные нефтяные кампании об увеличении объемов биржевых продаж на нефтепродукты, а также об обеспечении внутреннего рынка моторным топливом.

В мае 2018 года цена на нефтепродукты повышалась основными продавцами в Астраханской области 5 раз. Астраханское УФАС России в целях предупреждения социального взрыва осуществляет проверку обоснованности розничных цен на нефтепродукты. В области отсутствуют оптовые поставщики нефтепродуктов, поэтому розничная цена напрямую зависит от цен оптовых поставщиков, находящихся за пределами Астраханской области, на которых компетенция Управления не распространяется.

ФАС России направлено письмо в Минфин России с предложениями снизить акцизы на бензин и дизельное топливо и ввести гибкую шкалу акциза, предусматривающими снижение акцизов по бензину в диапазоне от минимального значения в 3000 руб/т до оптимального значения в 5000 руб/т и по дизельному топливу снижения в диапазоне от минимального значения в 2000 руб/т до оптимального значения в 4000 руб/т. Это предложение является наиболее значимым и действенным для стабилизации ситуации.

 

 

Вопрос:

Какие меры применяет ФАС России при регулировании цифровых рынков?

 

Ответ:

Попав в условия цифровой экономики, картели проявили себя крайне агрессивно развивающимися образованиями, и через некоторое время мы столкнулись с полным засильем картелей на торгах» .

Цифровая революция изменила и общественное устройство, и экономический уклад. Конкуренция начинает определяться не продуктами, а платформами, ключевым стратегическим активом становятся данные, а границы отрасли размываются. В этих реалиях мы столкнулись с необходимостью ухода от классических доказательств при принятии решений.

Существуют сложности в определении участника «цифрового правонарушения».

Кому служба должна предъявить обвинения при нарушении законодательства цифровым инструментом? Автору платформы, её владельцу, участнику P2P сделки?

В числе основных нарушений использование «ценовых алгоритмов», среди которых установление цен и контроль за ними, сбор и анализ информации о стоимости, контроль за ценообразованием конкурентов и склонение к соблюдению рекомендованных цен, «цифровые» сговоры на торгах, реализуемые при помощи роботов.

Само по себе использование аукционных роботов не является нарушением, однако некоторые с их помощью организуют картельные сговоры. ФАС выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства более чем на 2000 электронных аукционах, прошедших с использованием ботов. Аукционные роботы оставляют даже больше следов, чем человек. По нашим наблюдениям, сегодня такие программы используются для реализации различных картельные схем на торгах.

ФАС России разработала и внедрила многопараметрическую систему мониторинга и выявления торгов на предмет признаков сговора. Доля выявленных проактивным методом картелей на закупках составила 80-85%. Уже начала складываться судебная практика, по которой для признания картеля необязательно наличие прямых, а достаточно необходимой совокупности косвенных доказательств, свидетельствующих о тайном антиконкурентном соглашении на торгах.

Ещё одной проблемой антимонопольного регулирования в цифровую эпоху является не поспевающее за технологическими и общественными изменениями нормотворчество.

В соответствии с поручением, данным по результатам рассмотрения Доклада ФАС России «О состоянии конкуренции в Российской Федерации» на заседании Правительства Российской Федерации, которое состоялось 5 октября 2017 года, ФАС России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», который в частности предусматривает, в том числе:

- дополнение понятийного аппарата путем введения таких понятий как сетевые эффекты и ценовой алгоритм;

- дополнение возможностей установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем 35%, в случае когда сетевые эффекты, являющиеся результатом деятельности хозяйствующего субъекта, и (или) данные, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, дают такому хозяйствующему субъекту возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (статья 5);

-снятие иммунитета на запрет монополистической деятельности при использовании исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг, а также на соглашения о представлении и (или) отчуждении права использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг путем исключения части 4 из статьи 10 и части 9 из статьи 11;

- распространение исключений, предусмотренных частью 1 статьи 13, на запрет соглашений между хозяйствующими субъектами-конкурентами и координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, предусмотренных частью 1 и частью 5 статьи 11, реализуемые с использованием ценовых алгоритмов;
- введение в части контроля за экономической концентрацией критерия объема сделки, превышающего 7 млрд рублей, что необходимо для учета различных форм значительного усиления рыночной власти через концентрацию нематериальных активов – данных и объектов интеллектуальных прав, которые обычно не получают должного стоимостного отражения в бухгалтерских балансах, но реальная экономическая ценность которых получает отражение в цене сделки экономической концентрации (часть 1 статьи 28);

- введение в целях учета динамики инновационного развития рынков в условиях цифровой экономики возможности приостановления срока рассмотрения ходатайства на период предоставления дополнительных сведений и (или) документов, а также при проведении анализа состояния конкуренции на товарных рынках, с максимальным сроком не превышающим 9 месяцев, путем добавления в статью 33 частей 11 и 21, а также совершенствование механизмов обмена информацией и привлечения к оценке последствий экономической концентрации для состояния конкуренции экспертов и иных органов государственной власти.

При этом, учитывая, что в настоящее время антимонопольный орган не имеет эффективных инструментов для обеспечения контроля исполнения условий предписаний иностранными хозяйствующими субъектами, что является необходимым элементом сбалансированной системы защиты конкуренции на рынках цифровой экономики, в проекте предусмотрено право антимонопольного органа в случае неисполнения иностранным лицом выданного по результатам рассмотрения ходатайства предписания:

- разрешить использование на территории Российской Федерации объектов интеллектуальных прав, принадлежащих иностранным хозяйствующим субъектам, не исполняющим выданное при рассмотрении сделки по экономической концентрации предписание антимонопольного органа, без их согласия, на условиях, определенных антимонопольным органом;

- обратиться в суд с требованием о запрете оборота товара или товаров на территории Российской Федерации, производимых таким иностранным хозяйствующим субъектам.

Кроме того, проект предусматривает ужесточение административной ответственности за неисполнение такого предписания.

 

 

Наверх